Одежда для сексуальной революции. История Сони Рикель

Cоня разгуливала по Парижу в маленькой полосатом свитере, который журналисты позже обзовут «свитером бедного мальчика», обтягивающем живот, и это было заявление: да, я живая женщина, и я горжусь, что скоро приведу в мир нового человека! Когда свитер и несколько платьев появились в магазине ее мужа, их раскупили.

Getty Images

14 расцветок для Одри Хепберн

А потом Соне повезло – удача всегда улыбается талантливым и свободным: певица Франсуаз Арди, кумир французской молодежи, сфотографировалась в свитере Сони на обложку французского Elle (декабрьский номер в 1963 году). Соня постоянно сияет от счастья – и тут в их магазинчик заходит Одри Хепберн: какие еще расцветки у вас есть? Заверните мне все. Она купила 14 свитеров. Соня Рикель стала знаменитой: за Одри пришли другие звезды. Собственно, это была маленькая революция в моде, из которой выросли знаменитые шестидесятнические обтягивающие свитеры и водолазки, и никакие железные занавесы не могли сдержать эту моду на «интеллектуальный трикотаж», Белла Ахмадулина читала стихи на вечере в Политехническом в фильме «Застава Ильича».  А Соня говорила, что своим трикотажем пишет историю интеллектуалки, немного странной, порой смешной, серьёзной, которая любит литературу, живопись, вечеринки и жизнь. Про такую девушку девятнадцатилетняя Франсуаза Саган к тому времени уже написала и издала свой первый роман «Здравствуй, грусть».

Getty Images

«Завтра с этим покончу»

Соня долго не могла поверить в свой успех. Она придумывала удобную одежду со смешными принтами и каждый день думала: «Завтра с этим покончу». Так она думала несколько лет. Работа была для нее еще и способом справиться с постоянным беспокойством за сына: из-за врачебной ошибки он родился слепым. Младшая сестра Сони написала об этом времени жизни своей гениальной сестры: «…Она начинает работать как одержимая. 

И вначале создает одежду, которую легко надевать на ощупь, что-то вроде алфавита Брайля.

Отсюда же, надо полагать, и ее необычное пристрастие к черному цвету». Соня хотела, чтобы ее сын принимал жизнь во всем ее многообразии, она воспитывала его так же, как дочь: мальчик катался на велосипеде, играл в футбол, любил телевизионные передачи. Он вырос замечательным музыкантом, клавишником прежде всего, и показы Дома Моды обычно проходили с его музыкальным сопровождением.

Getty Images

Развод и производство

Когда в жизни женщины столько трудных задач, амбициозных целей, и она так здорово с ними справляется, мужчина не всегда за ней поспевает. В 1968 году Соня открыла свое производство и бутик в Сен-Жермен-де-Пре, самом свободном и богемном квартале Парижа и – развелась с мистером Рикелем. Когда у Сони  спрашивали, как она представляет женщин, для которых сочиняет одежду, кто она, женщина Рикель, она отвечала:

это женщина с переброшенной через плечо сумкой, которая всегда движется вперед, держа при этом по ребенку на каждой руке.

В это время ее стали называть одной из двух главных феминисток-модельеров ХХ века, и одно время у нее было даже прозвище Коко Рикель. Удивительно, как они совпали: время и Соня. Она ничего не просчитывала, не изучала спрос, она занималась чистым творчеством. 
«Я ничего не знала и поэтому делала всё, что хотела, — вспоминала дизайнер много лет спустя. — Я не слушала никого. …Когда, к примеру, шёл дождь, я придумывала плащ. Когда было холодно, я делала пальто. Я следовала своим инстинктам».

Getty Images

Разрушить каноны

Соня Рикель не уставала повторять, что в моде она, в сущности, дилетант, что не очень разбирается, как там оно должно быть, поэтому просто придумывает одежду, в которой каждая женщина будет красивой, и для нее нет никаких запретов. Это она первая вывела моделей на подиум в одежде, как будто вывернутой наизнанку, с необработанными краями и швами наружу (в 1974 году). «Я хотела показать ту сторону, что прилегает к коже, — она красивее. Швы, повторяющие форму тела, — это как своды храма…».

Она придумала делать на одежде смешные и дерзкие надписи и подарила женщинам пиджаки в узкую полоску (такая раньше была только на мужских жилетах), стала шить наряды-трансформеры, одежды-одеяла для путешествий и «мало ли, каких обстоятельств»: «Я хочу разрушить каноны, уничтожить диктаты, хочу дать моде выплеснуться через край. Дать ей развернуться, раскрыться, создать образ жизни подходящий такой женщине, как я. Женщине с детьми. 

Женщине, которая любит встречаться с мужчинами, любит обедать, ужинать, ходить в театр.

Это женщина-оркестр, она живет своей женской жизнью и одновременно жизнью трудяги-рабочего». Это Соня – автор термина «антимода»: «создание моды в соответствии со своей фигурой, по своей надобности, а не по прихоти кутюрье». 

Getty Images

Конец истории

В 2007 году, в 77 лет, Соне пришлось отойти от дел. К этому времени у нее было несколько изданных книг, магазины по всему миру, знаменитые друзья. Она была кавалером ордена «Почетного легиона» и кавалером ордена Литературы и Искусства, вице-президентом парижской Палаты моды. И только самые близкие знали, что в последние годы она тяжело болела, что болезнь Паркинсона стремительно прогрессировала… У нее был надежный тыл и было, на кого положиться. Дочь Сони, Натали, стала руководить модным домом, младшая сестра взяла на себя линию аксессуаров, внучка представляла марку в Америке. Коллекцию 2009 года делала уже не она: это было прочтение знаменитыми дизайнерами стиля Рикель. А Соня продолжала эпатировать публику до своего последнего дня: огненно-рыжие волосы, стервозные наряды… Она умерла в 2016 году. Дочь Сони продала акции Sonia Rykiel китайскому инвестиционному фонду  Fung Brands, новые владельцы вложили в предприятие кучу денег, более 200 миллионов долларов, но дело, понятно, было не в деньгах, а в невероятном, страстном, живом, как жизнь, таланте. Без Сони ничего не получалось: убытки росли, продажи падали. В 2019 году коммерческий суд Парижа принял решение о ликвидации бренда. История «королевы трикотажа» закончилась.

Источник

Оставить комментарий

Copyright ©