Совсем не Дисней: какой была настоящая история Покахонтас?

В 1995 году вышел полнометражный мультфильм «Покахонтас», основанный на «реальных событиях», а сама Покахонтас стала одной из принцесс Диснея. На тот случай, если вы забыли сюжет, коротко напомним: солдат Джон Смит приплывает в Америку в поисках золота и встречает дочь вождя Покахонтас. Они учат друг друга языку, обсуждают «экологическую повестку» и, конечно, влюбляются.

Идиллию нарушает один из моряков, застреливший «дикаря» (по совместительству — жениха Покахонтас), после чего индейцы решают казнить Джона Смита. Разумеется, принцесса спасает главного героя, помогает племени заключить мир с белыми колонизаторами, после чего, фигурально выражаясь, машет платочком вслед Смиту, возвращающемуся в Европу. Конец.

Мультфильм стал так успешен, что в 1998 году вышло продолжение: «Покахонтас 2: Путешествие в Новый Свет»

Девушка отправляется в Лондон вместе с дипломатом Джоном Рольфом (предыдущий Джон «убит»), чтобы продемонстрировать королю Якову свою цивилизованность и заключить надежный мир. В процессе развивается любовная линия между Покахонтас и Рольфом, происходят разнообразные приключения с тюрьмой, побегом, королем и Джоном Смитом (он жив!), армада готова отплыть в Новый свет за золотом и массовой резней. Но, конечно, все заканчивается хорошо — завоевание остановлено, Джон Смит остается без девушки, а Джон Рольф — наоборот. 

Что из этого правда? Немногое. Более того, совсем немного правды в истории, которая легла в основу мультфильмов. Давайте разберемся, кем была Покахонтас на самом деле.

Миф о Покахонтас — часть американского нарратива, который дети осваивают еще в детстве. Он описывает, как молодая индианка, дочь вождя Поухатана, якобы рисковала собственной жизнью, чтобы спасти капитана Джона Смита от неминуемой казни. Она отвернулась от своего народа, чтобы спасти англичанина. Было ли это так? Не совсем. Как и многие легенды, передаваемые из поколения в поколение, история Покахонтас с годами трансформировалась в соответствии с потребностями рассказчиков и эпохи.

Покахонтас — это не имя, а прозвище

Согласно биографии, опубликованной на историческом сайте Службы национальных парков в Джеймстауне, девушку звали Амонут. Было у нее и более личное имя — Матоака, или «цветок между двумя ручьями». Покахонтас означает «игривый» или «плохо воспитанный», и это прозвище дал отец любимой дочери. Она родилась примерно в 1596 году в Виргинии, в племени Паманки. Отец Покахонтас, Повхатан, был правителем 30 племен в округе, который англичане назвали бы Джеймстауном, штат Виргиния.

Покахонтас было, скорее всего, от 9 до 11 лет, когда капитан Смит прибыл в Новый Свет в 1607 году

Он был захвачен индейцами и удерживался в течение нескольких месяцев. Согласно рассказам, которые Джон Смит написал и продвигал, его привели к вождю Повхатану, чтобы казнить (так он думал). Голова Смита была помещена между двумя камнями, когда Покахонтас бросилась спасать его, положив свою голову поверх его. Исторические исследования поставили под сомнение эту версию, но капитан Смит все же был освобожден и вернулся в Джеймстаун. Коренные американцы посылали еду голодающим поселенцам; некоторые считают, что Покахонтас сама доставляла провизию.

Версия Смита опровергнута в книге «Правдивый рассказ о Покахонтас: другая сторона истории", опубликованной в 2007 году доктором Линвудом "Маленький Медведь" Касталоу и Анджелой Л. Дэниел "Серебряная Звезда". Их книга основывалась на устной истории племени Маттапони.

В этой более современной версии вождь Поухатан искренне любил капитана Смита, и ритуал с камнями был задуман как церемония.

Покахонтас не должна была присутствовать, так как была слишком молода. По словам Касталоу и Дэниел, Смит не встречался с Покахонтас, пока она не прибыла со своими людьми, чтобы доставить еду в Джеймстаун. Вопреки устойчивыми мифам, Покахонтас не могла привезти провизию самостоятельно, так как была маленьким ребенком. 

В течение двух лет отношения между коренными американцами и английскими колонизаторами ухудшились. Голодающие поселенцы нуждались в большем количестве пищи; коренные американцы не могли ее обеспечить. Есть еще одна легенда — о Покахонтас, бежавшей через лес, чтобы предупредить Джона Смита о том, что его жизнь в опасности. Смит утверждал, что Покахонтас дважды спасла его — он рассказал об этом в своей книге «Общая история Виргинии» в 1624 году. К тому времени большинства описанных персонажей уже не было в живых, и безудержное хвастовство Смита практически ничего не ограничивало.

Примерно в 1610 году Покахонтас, которой тогда было около 14 лет, вышла замуж за Коума, возможно, из племени Патавомек

По некоторым данным, у пары был ребенок. Вот, что известно достоверно: в 1613 году капитан Сэмюэл Аргалл похитил Покахонтас с целью выкупа; Коум был убит. Находясь в плену, она страдала от депрессии и, скорее всего, подвергалась насилию. Девушка изучила английский язык, обычаи и религию. В 1614 году Покахонтас приняла христианство, приняла имя «Ребекка» и вышла замуж за фермера Джона Рольфа, выращивающего табак.

В какой-то момент у Покахонтас родился сын Томас, хотя был ли он ребенком Джона Рольфа или какого-то неназванного насильника — вопрос исторических дебатов. Женитьба на Покахонтас позволила Рольфу научиться методам выращивания табака у племенных вождей, что превратило его ферму в прибыльное предприятие.

В 1616 году семья отправилась в Лондон вместе с Аргаллом, похитителем Покахонтас, и ее сестрой Маттачанной

Позже она напишет об их приключениях. Покахонтас, теперь Ребекка Рольф, была представлена английскому обществу, чтобы продемонстрировать, что «дикари» могут быть «цивилизованными»; возможно, она даже встречалась с королем Яковом I и королевой Анной. В конце концов Рольфы поселились в сельской местности.

Капитан Джон Смит и Покахонтас встретились еще раз — тот писал, что девушка, которой сообщили, что он умер, была переполнена эмоциями. Но, по словам Смита, встреча прошла не слишком хорошо, они «разошлись во мнениях о том, как называть друг друга». 

Семья Рольфов решила вернуться в Виргинию в 1617 году, но Покахонтас не пережила путешествия домой. Она так тяжело заболела, что вынуждена была сойти на берег перед пересечением Атлантики. Девушка умерла на берегу — одни говорят, от пневмонии или дизентерии, другие предполагают, что ее отравили. Как бы то ни было, Покахонтас была похоронена в церкви Святого Георгия в Кенте, ей на момент смерти было всего 21. Среди потомков Покахонтас и ее отца есть несколько известных людей, в том числе бывшая первая леди США Эдит Уилсон и певец Уэйн Ньютон.

Так почему же миф о том, что Покахонтас спасла — и даже полюбила — капитана Джона Смита, просуществовал столько лет?

Потому что это была история, в которую многие (белые) американцы хотели верить. Так объяснила Смитсоновскому институту Камилла Таунсенд, авторка книги «Покахонтас и дилемма Поухатана» и профессорка истории в Университете Рутгерса. В 2017 году институт выпустил документальный фильм «Покахонтас: за пределами мифа», для которого Таунсенд дала комментарии.

«Легенда о Покахонтас — это идея о "хорошем индейце", — рассказала Таунсенд. — Она восхищается белым человеком, восхищается христианством, восхищается культурой. Она хочет установить мир с этими людьми, хочет жить с ними, а не со своим народом, выходит замуж за одного из них. Вся эта идея заставляет людей в белой американской культуре хорошо относиться к нашей истории, верить, что "мы не делаем ничего плохого индейцам, а действительно помогаем им", и "хорошие" индейцы это ценят».

Мы уже не узнаем всей правды о Покахонтас, истина затеряна в веках. Но ее история снова и снова вдохновляет людей искать правду — или, хотя бы, создавать мультфильмы и блокбастеры вроде «Аватара».

Оставить комментарий

Copyright ©